Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
22 октября, пт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
22 октября, пт

«Забудьте о стереотипах!»: политолог рассказал, почему Потанин помогает Норильску

15 марта 2021
10

В начале марта в Норильске побывал президент "Норникеля" Владимир Потанин - он здесь нередкий гость. Однако на этот раз визит вышел знаковым - администрация Норильска и "Норникель" договорились о выделении городу 150 миллиардов рублей. Эти средства компания выделит сверх подтвержденных в рамках четырехстороннего соглашения о развитии Норильска до 2035 года 120 миллиардов рублей. А накануне стало известно, что и штраф (146 миллиардов), который по суду выплатила компания в качестве возмещения ущерба после аварии на ТЭЦ-3 в мае прошлого года, будет направлен на экологию Норильска. 

Средства колоссальные.   К слову, недавно подписано соглашение - согласно документу авиакомпания "НордСтар" (входит в структуру "Норникеля")  стала базовым перевозчиком аэропорта Норильска и вступила в консорциум с "КрасАвиа" (краевая авиакомпания), передав последней на баланс 5 самолетов ATR. "Северный край" узнал у политолога, с чем может быть связана щедрость компании, и как будут складываться отношения "Норникеля" с краевыми властями.

Юрий Москвич, политолог, экс-полпред президента России в Красноярском крае Таймырском и Эвенкийском автономных округах (до 1998 года):

- Деньги направят на реализацию программы преодоления экологических последствий аварии в регионе. Ее реальные последствия поразили не только Россию – я смотрел иностранные газеты, и это обсуждалось, как мировая экологическая катастрофа, как начало новой техногенной цепочки катастроф на Севере – очень незащищенном. Потанин и его ближний круг учли это – речь не только о настроениях в России, крае или Норильске. Выплатив деньги по решению суда, Потанин успокоил общественное мнение в целом мире, а Россия продемонстрировала миру, что будет последовательно и жестко вести себя с нарушителями экологической дисциплины. Премьер доложил президенту, что отслеживает ситуацию с выплатами штрафа.

Но это еще не все – нужно в комплексе оценивать происходящее. Мы привыкли относиться к северу, как в советское время, но надо отходить от стереотипов, на которых выросли поколения – забудьте о них. В ближайшие 20 лет резко изменится экономика всей Арктической зоны России, потому что Арктика в целом и Норильск в том числе станут одним из драйверов экономики страны – Северный морской путь, переброска товаров из Китая, строительство новых предприятий, а  не только добыча полезных ископаемых, к которой мы все привыкли. Думаете, это не про нашу страну? Египет прекрасно зарабатывает на Суэцком канале, почему Россия не может зарабатывать на Северном морском пути? И на фоне изменений в Арктике решение Владимира Потанина вложить в Норильск 150 миллиардов рублей  выглядит хорошо продуманным политическим ходом - штрафы за ущерб экологии выплачены, в реализации четырехстороннего соглашения компания принимает активное участие, при этом дополнительно вкладывает деньги в город.

Напомню, что поправками в Конституцию введено понятие «федеральная территория» - территория, имеющая федеральное подчинений. Одна в России уже создана – поселок Сириус в Краснодарском крае (близ Сочи), вторая планируется на острове Русский (Дальний Восток)… но есть и третий вариант – объявление заметной части арктической зоны федеральной территорией. Это решение сейчас очень серьезно обсуждается.

Опытные бизнесмены просто так деньги не вкладывают. Не исключено, что позиция Потанина по штрафам, четырехстороннему соглашению и вложениям в Норильск – желание стать одним из участников или локомотивов новой арктической экономики. Компания бьется за место в проекте освоения Арктики. Так что речь идет не только и не столько о штрафах – о более серьезных вещах.

И в этом смысле для краевых властей – для властей всех субъектов, которых коснутся изменения в Арктической зоне – также важно войти в новую экономику. И в этом смысле консорциум «НордСтар» и «КрасАвиа» - один из элементов участия властей края. Их, думаю, будет еще много, ведь наши незамерзающие порты Дудинка и Диксон входят в состав Северного морского пути (два порта из 10 - наши). Перспективы для края масштабные. Арктика наверняка будет одним из приоритетов Стратегии развития России до 2030 года.