Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
24 октября, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
24 октября, вс

34 года в театре. Актриса Нина Валенская отмечает юбилей

17 июня 2021
10

Нина Борисовна Валенская (Зыкова), ведущий мастер сцены Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского, Заслуженная артистка России (стаж работы на Крайнем Севере – 34 года)

Родилась 17 июня 1951 года в г. Горький в семье военнослужащего. Окончила Горьковское театральное училище, после чего работала в театрах Пензы и Оренбурга. Получала приглашения от таких кинорежиссеров, как Владимир Мотыль, Андрей Кончаловский, Леонид Квинихидзе, однако киноактрисой не стала, поскольку, по ее утверждению, «не выдержала бы кинематографической гонки и конкуренции». С 1987 года живет и работает в Норильске.

«Актриса вседа расплачивается своей судьбой. Я даже завидую актрисам, которые быстро-быстро обустраивают свою норку… Нас учили немного другому. Нам говорили: если уж сунули голову на сцену, будьте любезны войти целиком и служить только театру» (Из интервью «Заполярной правде» - 21.11.2008)

«Когда я была молодая, говорили, что мне не хватает драматизма, что я, как шампанское. А потом стали говорить: куда что подевалось? Вот и смена амплуа, пожалуйста, налицо- на лице… Но даже эти метаморфозы, думаю, не столько возрастные, сколько жизненные. Переживания и важнейшие события жизни накладывают отпечаток на каждого артиста. Принципиальное значение при этом имеет то, насколько человек сохраняет душевную экологию, насколько бережется, чтобы не обозлиться, не растратить себя на никчемные эмоции» (Из интервью «Заполярной правде» - 21.11.2008)

Высокий профессионализм, требовательность к себе, яркая творческая индивидуальность и подлинное человеческое обаяние неизменно привлекают к ней внимание театральных критиков, режиссеров, зрителей. Она выделяется и запоминается сразу в Норильске или Красноярске, Магадане или Санкт-Петербурге, Твери или Женеве, Лозанне. «Одна из самых ярких звезд заполярной «Маяковки» («Городские новости», Красноярск, 2008); «Норильская театральная звезда» («Заполярный вестник», Норильск, 2008); «Она царствует на сцене, ее игра придает спектаклю динамизм, интригу, утонченность» («Вечерняя Тверь», 2001); «Одна из любимейших актрис нашего театра» («Заполярная правда», Норильск, 2008); «Есть в ней тот актерский и женский шарм, который, во-первых, позволяет играть классическую западную драматургию и, во-вторых, играть мощно» (С.Ю. Стеблюк, интервью «Заполярной правде», 2007).

Обладая ярким темпераментом, изысканной аристократической внешностью, тонкой нервной организацией, чувством стиля, Н.Б. Валенская способна создавать разноплановые образы. Ее творческий диапазон широк: от лирических и сентиментальных интонаций до гротескных, буффонадных красок, от едкой сатиры до трагических высот. Так, в образах Кристины Мильман («Два старых краба с нежным панцирем», 2004) и Фрозины («Скупой», 2007) актриса демонстрирует отменное комическое дарование и музыкальность; работая над образами Аграфены Кондратьевны («Свои люди – сочтемся!», 2006), сестры Ретчед («…А этот выпал из гнезда», 2006), надменной экономки Эммы Эдуардовны («Два вечера в веселом доме», 2007), находит контрапункт между драматизмом и иронией, порой сарказмом; а создавая образы Принцессы Космонополис («Сладкоголосая птица юности», 2007) и Любови Андреевны Раневской («Вишневый сад», 2008), притягательна своей недосягаемостью, силою сложного характера и трудной судьбы.

Глубоко и скрупулезно работая над ролью, Нина Борисовна каждый раз находит множество черт, черточек, оттенков в своем образе, ее характеристики всегда выразительны, точны и многомерны, наполнены богатейшим эмоциональным содержанием, поэтому неизменно находят отклик в зрительном зале.

Обладая замечательным чувством юмора и самоиронией, актриса умеет избежать ложного пафоса, значительности, тяжеловесности. Один из самых обаятельных эпизодов комедии «Свои люди – сочтемся!» - причитания Аграфены Кондратьевны по выходящей замуж дочери: при внешнем соблюдении домостроевского обычая в этом плаче через разнообразнейшие детали проглядывает такая гамма вполне реальных чувств и мыслей, что зрители моментально угадывают сатирическую характеристику. «В ответ на причитания Аграфены Кондратьевны на премьере в зале смеялись в полный голос и букетов больше всех подарили Нине Валенской»(«Заполярная правда», 2006).

Способность глубоко и оригинально решать характеры своих героинь счастливо сочетается у актрисы с умением возглавить актерский ансамбль в постановке, тонко чувствовать и поддерживать эмоциональный настрой партнеров. Это особенно заметно в ее последней работе над образом Любови Андреевны Раневской («Вишневый сад»). В яркой, страстной постановке Линаса Зайкаускаса эта героиня – эпицентр столкновения стольких самолюбий, надежд, отчаяний – притягательная и несчастная женщина Серебряного века, а по сути сама Жизнь с ее поэзией невозможного, уходящего, но также порочного «манкого», запретного. «Несомненно, самая необычная пара в этом «Вишневом саду» - Раневская и Лопахин. Не сознающая своего очарования слабость и подозревающая о своей слабости сила. Любовь Андреевна Раневская в исполнении Нины Валенской – роковая женщина. Ей не надо прилагать никаких усилий, чтобы покорить сердца всех окружающих мужчин» («Сад страстей человеческих» Татьяна Крамарева, «Заполярная правда», 04.07.2008); «У Нины Валенской Раневская – человек в себе. С виду – попрыгунья-стрекоза, легкомысленная, обворожительная, кружащая головы всем мужчинам вокруг. И только в сцене объяснения с Петей в ней прорывается подлинная страстность натуры. Она заступается не только за Варю – за саму себя, за свое право любить и жертвовать во имя любви. В разгар негодования на этого «чистюльку» Раневская, не сдержавшись, выплескивает на Петю ведро воды – пусть умоется!» («Норильский аванс» Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», 29 октября 2008) «Подлинный финал спектакля («Вишневый сад» Линаса Зайкаускаса) – это когда Лопахин, накинув на шею Раневской ремень, кружится с ней в дикой пляске святого Витта. Призрак Айседоры Дункан встает за плечами актрисы Нины Валенской, токно и пронзительно играющей аристократку. Нет, она не доедет ни до бабушки в Ярославль, ни до Парижа. Покончит с собой – это вернее, где-нибудь в урюпинском придорожном «Хилтоне»…» («Шкаф, беременный вишневым вареньем» Дмитрий Минченок, «Культура», 27августа-2 сентября 2009 года)

Артистка неоднократно поощрялась руководством театра, города, края: за высокий профессионализм и творческую исключительность, проявленные при проведении гастролей в Красноярске – Благодарственное письмо Управления культуры Красноярского края, 2004 год; за значительный личный вклад в развитие театрального искусства – Почетная грамота Городского Совета муниципального образования «Город Норильск», 2006 год. Лауреат краевого фестиваля «Театральная весна», а также ежегодных смотров регионального отделения Союза театральных деятелей РФ: в 1996 году – за роль Розалины в спектакле «Чума на оба ваши дома»; в 1999 году – за роль Элен Менвилл в спектакле «Любофф»; в 2000 году – за роль Варвары Волковой в спектакле «Конкурс»; в 2018 году – за роль Светланы в спектакле «Норильские анекдоты».

В 1996 году Нина Борисовна Валенская удостоена звания Заслуженной артистки РФ.

«Это вообще большое счастье, если актер встретит своего режиссера. Ведь в каждом театре есть ядро артистов, которые близки режиссеру по мировоззрению, стилистике, методике работы. Ведь мы же такие… обезьяны, в хорошем смысле. Мы ж такого можем натворить, нас пусти только! Помню кто-то из наших молодых актеров сказал как-то: «Ой, да зачем нам эти режиссеры, мы и сами все можем». Я так дико посмотрела на него: тебе-то, может, и действительно не надо, бесполезно. А вообще-то со стороны нас обязательно строить надо, наша профессия – зависимая» (Из интервью «Городским новостям», Красноярск – 18.07.2008).

«У Нины Борисовны такой шарм – и актерский, и женский, такое чувство юмора!.. к тому же у исполнительницы главной роли в «Сладкоголосой птице юности» должен быть опыт в профессии ив жизни, а Валенская очень профессиональна» (Из интервью Сергея Стеблюка «Заполярной правде», 2008).

Репертуарный список

1987

1988

1989

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2010

2011

2012

2014

2015

2016

2017

2018

2020

2021

«Маугли» Л. Стумбе, У. Берзинь,М. Браун, режиссер – В. Тищенко

«Чиполлино и его друзья» С. Прокофьева, И. Токмакова, режиссер А. Кошелев

«Женитьба» Н.В. Гоголь, реж. А. Зыков

«ЧМО» В. Левашов, реж. А. Кошелев

«Самоубийца» Н. Эрдман, реж. А. Зыков

«Дальше…Дальше…Дальше…» М. Шатров, реж. А. Кошелев

«Свалка» А. Дударев, реж. К. Коваль

«Штаны» Ж. Ануй, реж. А. Зыков

«Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун» Дж.Б. Пристли, реж. А. Зыков

«Без вины виноватые» А.Н. Островский, реж. А. Зыков

«Придурки, или Урок драматического искусства» В. Левашов, реж А. Зыков

«Женский стол в «Охотничьем зале» В. Мережко, реж. С. Сапгир

«Верная жена» С. Моэм, реж. С. Сапгир

«Аукцион царственных невест» Е. Поддубная, реж. А. Зыков

«Поминальная молитва» Г. Горин, реж А. Зыков

«Гарольд и Мод» Ж-К. Каррьер, К. Хиггинс, реж. А. Зыков

«Прикоснись к моей улыбке» Л. Герш, реж. В. Гурфинкель

«Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» Ю. Ким, реж. А. Зыков

«Чума на оба ваши дома» Г. Горин, реж. А. Зыков

«Через год в тот же день» Б. Слейд, реж. А. Зыков

«На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островский, реж. А. Зыков

«Пока она умирала» Н. Птушкина, реж. Ф. Берман

«Не стреляйте в Кармен!» М. Новак, Г. Стоянов, реж. Ю. Гриншпун

«Любоff» М. Шизгал, реж. А. Зыков

«Домик в Коломне» по А.С. Пушкину, реж. А. Зыков

«Веер леди Уиндермир» О. Уайльд, реж. А. Зыков

«Корсиканка» И. Губач, реж. А.Зыков

«Конкурс» А. Галин, реж. С. Сапгир

«Шут Балакирев» Г. Горин, реж. А. Зыков

«Декамерон-2002» по Дж. Боккаччо, реж. А. Кошелев

«Люти» А. Дударев, реж. А. Кошелев

«Мук-скороход» Л. Корсунский, реж. А. Кошелев

«Деревья умирают стоя» А. Касона, реж. А. Кошелев

«Очень простая история» М. Ладо, реж. А. Зыков

«Два старых краба с нежным панцирем» Р. Баэр, реж. А. Зыков

«Провинциальные анекдоты» А. Вампилов, реж. А. Кошелев

«Свои люди – сочтемся!» А.Н. Островский, реж. А. Кошелев

«…А этот выпал из гнезда» по Д. Вассерману, реж. А. Зыков

«Два вечера в веселом доме» В. Вербин, реж. А. Кошелев

«Скупой» Ж-Б. Мольер, реж. А. Исаков

«Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямс

«Вишневый сад» А.П. Чехов, реж. Л. Зайкаускас

«Вдовий пароход» И. Грекова, П. Лунгин, реж. А. Кошелев

«Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылин, реж. А. Исаков

«Шикарная свадьба» Р. Хоудон, реж. С. Щипицин

«Бешеные деньги» А.Н. Островский, реж. А. Кошелев

«Благословляю все, что было» А. Александрова

«Валентинов день» И. Вырыпаев, реж. Е. Чернышов

«И это все она» А. Иванов, реж. А. Маликов

«Бенефис Геннадия Несчастливцева» по А.Н. Островскому, реж. А. Бабанова

«Али-Баба и сорок разбойников» В. Смехов, реж. А. Бабанова

«Две дамочки в сторону Севера» П. Нотт, реж. А. Бабанова

«Hamlet|Mousetrap» по У. Шекспиру и А. Баркову, реж. А. Бабанова

«Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, реж. А. Баргман

«Башмачкин» О. Богаев, реж. А. Джунтини

«Дядя Ваня» А.П. Чехов, реж. П. Шерешевский

«Жди меня… и я вернусь» В. Зуев, реж. А. Бабанова

«С любимыми не расставайтесь» А. Володин, реж. Т. Файрузов

«Норильские анекдоты» В. Зуев

«Дракон» Е. Шварц, реж. А. Бабанова

«Гиперборея. Плато Путорана» В. Зуев, реж. А. Бабанова

«Женитьба» по Н.В. Гоголю, реж. П.Шерешевский

«Финист – Ясный Сокол», по мотивам русских сказок, реж. А. Бабанова

«Дамское танго» В. Асланова, реж. Заслуженный артист России Я. Алленов

«Терраса» Ж.К. Каррьер

«Иванов» А.П. Чехов, реж. М. Гацалов

«Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорка, реж. С. Потапов

Павлин Мор

Ромолетта

Агафья Тихоновна

Тамара Викторовна

Мария Лукьяновна, Клеопатра Максимовна, цыганка

За Спиридонову

Вита

Габриэль

Делия Мун

Любовь Ивановна Отрадина (Кручинина)

Фролова

Футорян Шаганэ

Констанс

Елизавета, королева Англии

Голда

Мод

Миссис Бейкер

Циля

Розалина, Синьора Капулетти

Дорис

Клеопатра Львовна Мамаева

Татьяна

Винченца

Эллен Мелвил

Миссис Эрлин

Жозефина

Варвара Волкова

Екатерина Алексеевна, императрица

Люти

Ведьма

Бабушка

Лошадь Сестричка

Кристина Мильман

Васюта, коридорная гостиницы «Тайга»

Аграфена Кондратьевна

Сестра Рэтчед

Эмма Эдуардовна

Фрозина, посредница в сердечных делах

Принцесса Космонополис

Любовь Андреевна Раневская

Ольга Ивановна Флерова, музвоспитатель в Доме ребенка

Анна Петровна Атуева

Дафни

Надежда Антоновна Чебоксарова

За Любовь Александровну Андрееву-Дельмас

Валентина

Мать

Барыня, Милонова

Соседка Али-Бабы

Бернадетта

Гертруда, королева Датская

Филумена Мартурано

Мария Васильевна Войницкая

В Капелле

Сестра Женщины

Светлана, бизнесвумен

Лебедь, Балерина

Фекла Ивановна

Ведунья

Мадлен

Служащая из Агентства

Авдотья Назаровна

Мать


Фото: сайт Норильского заполярного театра драмы