Идея открыть сцену для детей и взрослых родилась спонтанно почти пять лет назад. Реализация пришлась на непростое ковидное время. Однако никакие ограничения того периода не помешали режиссеру и будущим артистам достичь цели. Благодаря упорству и страстному желанию расти в творческой профессии детская студия недавно получила статус образцового коллектива. В копилку достижений можно добавить и то, что дети поступают в театральные вузы, а взрослые преодолевают свои комплексы и исполняют мечту – играть на сцене как настоящие артисты.
Дотянулся до мечты
После первой встречи с Андреем Дустимовым создается впечатление, что этот парень приехал из какого-нибудь большого города. Ан нет, он наш, норильчанин. Тяга к знаниям в творческой профессии и сильная вера в то, что он может стать профессиональным режиссером, перевернули не только его жизнь, но и отношение ко многим вещам. Да так, что он сам себя не узнает, как не узнают его друзья.
Как-то в девятом классе Андрей случайно попал на гастроли красноярского театрального училища в Норильске. Подумал, что это местные артисты. Их игра и атмосфера театра сильно впечатлили.
– Мне так сильно захотелось быть актером, – признается Андрей.
К мечте пришлось идти через тернии. По семейным обстоятельствам не получилось уехать в Красноярск. Поступил в МГУКИ на факультет журналистики. Подумал, что вроде тоже творческая профессия, в какой-то степени смежная с актерской. И так получилось, что все студенчество провел на сцене: писал сценарии к постановкам, концертам, КВН. По окончании вуза в журналистику не пошел.
– В 2020 году я пришел в ГЦК и понял, что хочу заниматься театром. И не хочу больше ждать, – подчеркивает Андрей. – Я всегда больше всего любил театр, не кино. Там особая атмосфера, даже воздух другой. Там все по-другому.
Андрей поступил в Новосибирский государственный театральный институт на специальность «режиссер драмы», мастерская С.Н. Афанасьева. Сейчас уже на четвертом курсе.
– Меня это изменило, – говорит Андрей. – Со второго курса начал понимать направление, в которое тянуло всегда, постигать профессию, начал читать больше. Мы до сих пор плотно работаем с мастером Еленой Телегиной. Она очень многому учит. Говорит, прежде всего надо учиться вкусу и нравственности. Этот человек вдохновляет меня.
Чтобы дети захотели
Андрей, как пришел в ГЦК, сразу решил, что создаст театральную студию. Причем детскую.
– Название детской театральной студии «ДА» родилось спонтанно. Мысль такая: мы говорим искусству да. Понравилась лаконичность, – отмечает режиссер. – Где-то через год друзья намекнули, что у меня высокое самомнение: они усмотрели в названии первые две буквы фамилии и имени – Дустимов Андрей. Я об этом никогда не задумывался. Хотя, возможно, что-то в этом есть символичное: детей и, кстати, взрослых моих студий называют дустимовцами.
К первому курсу театрального института Андрей уже имел более чем 15-летний актерский опыт. Хотелось делиться знаниями и учить.
Дети стали постепенно узнавать об открытии студии и приходить. Брали не всех, проводили прослушивание.
– Тут важный момент, думаю, как и в любой деятельности: чтобы дети приходили сами, по своему желанию. Неправильный вариант, когда ребенка приводят родители, которые хотят, чтобы их сын или дочь играли на сцене, а сами дети этого не хотят, – объясняет Андрей. – Все дети, кто пришел в студию по собственному желанию, остаются до сих пор. От нас почти никто не уходит. Ребята готовы посвящать студии все свободное время. Порой откладывают уроки, и не потому, что уткнулись в телефон, гуляют или в подъездах сидят, а потому, что бегут сюда. Они настолько погружены в театральное творчество! Иногда бывает, что в перерывах на репетициях делают уроки.
Нелегко студии пришлось в самом начале: лютовал ковид, ввели жесткие ограничения. Но даже в такой ситуации режиссер и дети находили возможность заниматься, пусть даже дистанционно.
Самое главное в подходе
В начале пути молодой режиссер определил для себя, что студия – это не кружок по интересам. Здесь будет серьезная кропотливая работа, причем с педагогами и по вокалу, и по хореографии, где дети будут постигать именно профессию артиста, а не играть для галочки. В первую очередь, никаких отчетных спектаклей, сразу брать высокую планку.
– Мы обучаемся и сразу выходим на сцену. Мы говорим о себе спектаклями. Одна из наших первых работ – «Маленький принц». Спектакль заявил о ребятах не просто как об учащихся, а как о выступающих на сцене. Через три месяца поехали на конкурс в Москву, заняли второе место. После этого все закрутилось, завертелось, – улыбается Андрей. – Почему от меня не уходят юные артисты? Самое главное в моем подходе: я не считаю, что они дети. Я с ними работаю, как со студентами театральных вузов. Им такой подход больше нравится. Дети не любят, когда их воспринимают как детей. Если у них что-то не получается, то мы начинаем заново. Мы посвятим одному или двум тяжелым упражнениям все два часа занятий, но добьемся результата. За 5 лет ребята достигли уровня студентов первого-второго курсов театральных вузов. И это тот прием, который я хочу продвигать в дальнейшем. И обороты не сбавлять.
– Основные упражнения направлены на то, чтобы артист на сцене соображал, и чем быстрее, тем лучше, – продолжает Андрей. – Здесь нужно подстраиваться под события, обстоятельства. Дети быстро учатся этому. Когда идут показы, я к ним не лезу. Они знают, где костюмы, сами гримируются, я минимально принимаю участие в подготовке. Со стороны смотрю, и все. Им так легче. Если на показе забегу за кулисы, значит, какая-то беда случилась. Я поразился, насколько мои воспитанники проявляют актерскую зрелость: если возникают непредвиденные ситуации, они решают проблему и идут на сцену. Считаю, это дорогого стоит.
Сейчас в копилке театральной студии «ДА» шесть серьезных спектаклей. Для Андрея был урок и с выбором репертуара. Юные артисты в силу своей жизненной неопытности не до конца понимали классику, поэтому в спектаклях не могли глубоко прочувствовать и сыграть некоторые моменты. В любом случае, это эксперимент, и теперь понятно, с чем точно справятся дети.
Снимает розовые очки
Были ситуации, когда некоторые его воспитанники «надевали корону», как считает Андрей, из-за молодости и неопытности. Режиссер позже понял, что где-то перехвалил, да и зрители подлили масла в огонь своими постоянными комплиментами.
– Артист – человек с высоким самомнением, – поясняет Андрей. – Ребята постепенно к этому сами приходят. Если хотя бы пара зрителей сказала им: «Вы крутые», да если еще и я похвалю, – все пропало. Я в свое время наступил на эти грабли. С одним мальчишкой было – после студии для него были открыты двери всех театральных институтов: и танцевал, и пел, и играл отлично. Что-то резко в нем переломилось, он потерялся. Где он, не знаю, но в театральное искусство не пошел точно. Мне такого больше повторять не хочется. Дети ждут моей похвалы, но знают, что я не щедр на нее.
У Андрея к детям индивидуальный подход. Некоторые крайне долго раскрываются, но результат есть. Все зависит от темперамента ребенка. Но есть знак: если воспитанник начинает огрызаться и спорить – все, он открылся.
– Дети все особенные, потому что занимаются особенным искусством, – объясняет Андрей. – Я всегда им говорю, что у них есть возможность проявить себя. Здесь их никто не будет ругать, кроме меня. Главное, они здесь реализуют свои возможности.
А еще Андрей снимает с юных артистов розовые очки по поводу актерской профессии, так как, приходя в студию, дети сразу стремятся стать самыми известными и популярными.
– Им кажется, что актерство – это легко. Лучше, чем учиться рабочим специальностям. Я советую поступать на программиста, как вариант, – смеется Андрей. – Последнее время дети тянутся в актерскую профессию, потому что картинка красивая. Да и родители другими стали: мотивируют своих чад, поддерживают: хочешь быть актером – иди. Но они не видят подводных камней. Вот в этом году из вузов выпустилось более 200 000 артистов. По своей специальности будут точно работать только 10 000. Тут помогут либо знакомства, либо переезд в глубинку в маленький театр, если чувствуешь, что в Москве ничего не получится. Со временем ты понимаешь, что не такая это жизнь, как может показаться. На самом деле это большая работа. Я детям объясняю, что качества, которые появятся от изучения актерского мастерства, пригодятся в жизни, помогут укрепить личность и быть уверенными.
Тем не менее Андрею есть кем гордиться. Как минимум три человека поступили в театральные вузы. Причем пришли настолько подготовленными, что их сразу заметили, а преподаватели взяли их в помощники.
Тяжелая дверь
Через полтора года после открытия студии «ДА» появилась театральная студия «Антракт» для взрослых. Андрею как режиссеру хотелось видеть на сцене спектакли, которые смогут сыграть люди с жизненным опытом. И по сути он возродил идею народного театра, о котором в Норильске активно говорили лет 15 назад.
– Здесь с названием проще. Первый акт спектакля, мы в напряжении, смотрим, события начинают развиваться. Кульминация, и нам дают отдохнуть, переключиться, – рассказывает Андрей. – «Антракт» – это как раз переключение из рабочей жизни, повседневности – в искусство. Когда люди приходят в искусство, они сразу оказываются в другом мире. Я постоянно на репетициях говорю: всю свою жизнь, все проблемы оставляем за дверями. Стараюсь это привить, чтобы не смешивалось одно с другим.
Люди приходят разные. И кастинг среди них не проводится. В процессе обучения некоторые уходят сами.
Основной возраст до 55 лет. Приходят потому, что когда-то мечтали играть в спектаклях, стать уверенными в себе.
Но, в отличие от детей, для взрослых все оказалось гораздо сложнее.
– По молодости я думал, что со взрослыми людьми можно ставить что угодно. Но, к моему удивлению, реальность разошлась с этим сценарием, – делится опытом Андрей. – Первые два года я старался просто с ними заниматься: этюды, чтение классической русской и зарубежной драматургии. Вроде взрослые должны быть увереннее детей, но они полная противоположность детям: тем достаточно двух месяцев, чтобы вырасти, а взрослые все еще не в своей тарелке.
– Каждый раз борюсь с их внутренними зацепами и установками. Дети легкие в восприятии: только они чуть-чуть начинают доверять, дверка в их внутренний мир открывается все шире и шире с каждым занятием, – объясняет режиссер. – У взрослых это заржавевшая железная дверь, которая открывается со скрипом. Я даже ввел психологические приемы, сейчас это практикуется в современном театре: предлагаю каждому сделать этюд на то событие в их жизни, которое оставило травму. Одну из таких историй хорошо показала женщина: у нее хотели забрать ребенка, когда она родила. Были искренние слезы, у нее получилось. И такая проработка с каждым.
Так постепенно набралась труппа из 15 человек. Помимо них, некоторые взрослые приходят заниматься просто для себя.
Кстати, в этом году студия «Антракт» сделала большой шаг вперед: она будет показывать спектакли ежемесячно. В ноябре – «Теща браку не помеха».
Идти дальше
В прошлом году «Антракту» удалось выбраться в Красноярск на краевой конкурс «Рампа» со своей «Свадьбой». Спектакль получил высшую награду среди любительских театров.
Всего за три года у «Антракта» появилось шесть основных больших спектаклей.
В основном спектакли студий «ДА» и «Антракт» проходят в малом зале ГЦК. И не зря: камерность усиливает атмосферу уюта и диалога артистов и зрителей. Но и в большом зале ГЦК артисты тоже выступают.
– Я учу детей и взрослых и при этом сам учусь. Они учат меня, – уверенно и спокойно говорит Андрей. – За 5 лет в моей режиссерской копилке 12 спектаклей. Амбиции растут. Нам всем хочется идти дальше и быть профессионалами своего дела.
Очередной творческий рывок у Андрея Дустимова произойдет в январе 2025 года. В Новосибирске он будет работать с профессиональными актерами. Молодой режиссер будет с ними не просто ставить «Трамвай «Желание», а адаптировать под них постановку, которую уже показывал вместе с дустимовцами.