Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
05 ноября, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Молодой режиссер создал в Норильске две театральные студии – «Да» и «Антракт», но его планы куда более амбициозные

27 октября 2024
56

Идея открыть сцену для детей и взрослых родилась спонтанно почти пять лет назад. Реализация пришлась на непростое ковидное время. Однако никакие ограничения того периода не помешали режиссеру и будущим артистам достичь цели. Благодаря упорству и страстному желанию расти в творческой профессии детская студия недавно получила статус образцового коллектива. В копилку достижений можно добавить и то, что дети поступают в театральные вузы, а взрослые преодолевают свои комплексы и исполняют мечту – играть на сцене как настоящие артисты.

Дотянулся до мечты

После первой встречи с Андреем Дустимовым создается впечатление, что этот парень приехал из какого-нибудь большого города. Ан нет, он наш, норильчанин. Тяга к знаниям в творческой профессии и сильная вера в то, что он может стать профессиональным режиссером, перевернули не только его жизнь, но и отношение ко многим вещам. Да так, что он сам себя не узнает, как не узнают его друзья.

Как-то в девятом классе Андрей случайно попал на гастроли красноярского театрального училища в Норильске. Подумал, что это местные артисты. Их игра и атмосфера театра сильно впечатлили.

– Мне так сильно захотелось быть актером, – признается Андрей.

К мечте пришлось идти через тернии. По семейным обстоятельствам не получилось уехать в Красноярск. Поступил в МГУКИ на факультет журналистики. Подумал, что вроде тоже творческая профессия, в какой-то степени смежная с актерской. И так получилось, что все студенчество провел на сцене: писал сценарии к постановкам, концертам, КВН. По окончании вуза в журналистику не пошел.

– В 2020 году я пришел в ГЦК и понял, что хочу заниматься театром. И не хочу больше ждать, – подчеркивает Андрей. – Я всегда больше всего любил театр, не кино. Там особая атмосфера, даже воздух другой. Там все по-другому.

Андрей поступил в Новосибирский государственный театральный институт на специальность «режиссер драмы», мастерская С.Н. Афанасьева. Сейчас уже на четвертом курсе.

– Меня это изменило, – говорит Андрей. – Со второго курса начал понимать направление, в которое тянуло всегда, постигать профессию, начал читать больше. Мы до сих пор плотно работаем с мастером Еленой Телегиной. Она очень многому учит. Говорит, прежде всего надо учиться вкусу и нравственности. Этот человек вдохновляет меня.

Чтобы дети захотели

Андрей, как пришел в ГЦК, сразу решил, что создаст театральную студию. Причем детскую.

– Название детской театральной студии «ДА» родилось спонтанно. Мысль такая: мы говорим искусству да. Понравилась лаконичность, – отмечает режиссер. – Где-то через год друзья намекнули, что у меня высокое самомнение: они усмотрели в названии первые две буквы фамилии и имени – Дустимов Андрей. Я об этом никогда не задумывался. Хотя, возможно, что-то в этом есть символичное: детей и, кстати, взрослых моих студий называют дустимовцами.

К первому курсу театрального института Андрей уже имел более чем 15-летний актерский опыт. Хотелось делиться знаниями и учить.

Дети стали постепенно узнавать об открытии студии и приходить. Брали не всех, проводили прослушивание.

– Тут важный момент, думаю, как и в любой деятельности: чтобы дети приходили сами, по своему желанию. Неправильный вариант, когда ребенка приводят родители, которые хотят, чтобы их сын или дочь играли на сцене, а сами дети этого не хотят, – объясняет Андрей. – Все дети, кто пришел в студию по собственному желанию, остаются до сих пор. От нас почти никто не уходит. Ребята готовы посвящать студии все свободное время. Порой откладывают уроки, и не потому, что уткнулись в телефон, гуляют или в подъездах сидят, а потому, что бегут сюда. Они настолько погружены в театральное творчество! Иногда бывает, что в перерывах на репетициях делают уроки.

Нелегко студии пришлось в самом начале: лютовал ковид, ввели жесткие ограничения. Но даже в такой ситуации режиссер и дети находили возможность заниматься, пусть даже дистанционно.

Андрей Дустимов знает, как из обычного человека сделать артиста
Андрей Дустимов знает, как из обычного человека сделать артиста
Взрослые играют довольно профессионально
Взрослые играют довольно профессионально

Самое главное в подходе

В начале пути молодой режиссер определил для себя, что студия – это не кружок по интересам. Здесь будет серьезная кропотливая работа, причем с педагогами и по вокалу, и по хореографии, где дети будут постигать именно профессию артиста, а не играть для галочки. В первую очередь, никаких отчетных спектаклей, сразу брать высокую планку.

– Мы обучаемся и сразу выходим на сцену. Мы говорим о себе спектаклями. Одна из наших первых работ – «Маленький принц». Спектакль заявил о ребятах не просто как об учащихся, а как о выступающих на сцене. Через три месяца поехали на конкурс в Москву, заняли второе место. После этого все закрутилось, завертелось, – улыбается Андрей. – Почему от меня не уходят юные артисты? Самое главное в моем подходе: я не считаю, что они дети. Я с ними работаю, как со студентами театральных вузов. Им такой подход больше нравится. Дети не любят, когда их воспринимают как детей. Если у них что-то не получается, то мы начинаем заново. Мы посвятим одному или двум тяжелым упражнениям все два часа занятий, но добьемся результата. За 5 лет ребята достигли уровня студентов первого-второго курсов театральных вузов. И это тот прием, который я хочу продвигать в дальнейшем. И обороты не сбавлять.

– Основные упражнения направлены на то, чтобы артист на сцене соображал, и чем быстрее, тем лучше, – продолжает Андрей. – Здесь нужно подстраиваться под события, обстоятельства. Дети быстро учатся этому. Когда идут показы, я к ним не лезу. Они знают, где костюмы, сами гримируются, я минимально принимаю участие в подготовке. Со стороны смотрю, и все. Им так легче. Если на показе забегу за кулисы, значит, какая-то беда случилась. Я поразился, насколько мои воспитанники проявляют актерскую зрелость: если возникают непредвиденные ситуации, они решают проблему и идут на сцену. Считаю, это дорогого стоит.

Сейчас в копилке театральной студии «ДА» шесть серьезных спектаклей. Для Андрея был урок и с выбором репертуара. Юные артисты в силу своей жизненной неопытности не до конца понимали классику, поэтому в спектаклях не могли глубоко прочувствовать и сыграть некоторые моменты. В любом случае, это эксперимент, и теперь понятно, с чем точно справятся дети.

Снимает розовые очки

Были ситуации, когда некоторые его воспитанники «надевали корону», как считает Андрей, из-за молодости и неопытности. Режиссер позже понял, что где-то перехвалил, да и зрители подлили масла в огонь своими постоянными комплиментами.

– Артист – человек с высоким самомнением, – поясняет Андрей. – Ребята постепенно к этому сами приходят. Если хотя бы пара зрителей сказала им: «Вы крутые», да если еще и я похвалю, – все пропало. Я в свое время наступил на эти грабли. С одним мальчишкой было – после студии для него были открыты двери всех театральных институтов: и танцевал, и пел, и играл отлично. Что-то резко в нем переломилось, он потерялся. Где он, не знаю, но в театральное искусство не пошел точно. Мне такого больше повторять не хочется. Дети ждут моей похвалы, но знают, что я не щедр на нее.

У Андрея к детям индивидуальный подход. Некоторые крайне долго раскрываются, но результат есть. Все зависит от темперамента ребенка. Но есть знак: если воспитанник начинает огрызаться и спорить – все, он открылся.

– Дети все особенные, потому что занимаются особенным искусством, – объясняет Андрей. – Я всегда им говорю, что у них есть возможность проявить себя. Здесь их никто не будет ругать, кроме меня. Главное, они здесь реализуют свои возможности.

А еще Андрей снимает с юных артистов розовые очки по поводу актерской профессии, так как, приходя в студию, дети сразу стремятся стать самыми известными и популярными.

– Им кажется, что актерство – это легко. Лучше, чем учиться рабочим специальностям. Я советую поступать на программиста, как вариант, – смеется Андрей. – Последнее время дети тянутся в актерскую профессию, потому что картинка красивая. Да и родители другими стали: мотивируют своих чад, поддерживают: хочешь быть актером – иди. Но они не видят подводных камней. Вот в этом году из вузов выпустилось более 200 000 артистов. По своей специальности будут точно работать только 10 000. Тут помогут либо знакомства, либо переезд в глубинку в маленький театр, если чувствуешь, что в Москве ничего не получится. Со временем ты понимаешь, что не такая это жизнь, как может показаться. На самом деле это большая работа. Я детям объясняю, что качества, которые появятся от изучения актерского мастерства, пригодятся в жизни, помогут укрепить личность и быть уверенными.

Тем не менее Андрею есть кем гордиться. Как минимум три человека поступили в театральные вузы. Причем пришли настолько подготовленными, что их сразу заметили, а преподаватели взяли их в помощники.

Дети держат зрителя в напряжении
Дети держат зрителя в напряжении
И не скажешь, что на сцене дети. Настоящие актеры!
И не скажешь, что на сцене дети. Настоящие актеры!
Свои спектакли «Антракт» теперь будет показывать ежемесячно
Свои спектакли «Антракт» теперь будет показывать ежемесячно

Тяжелая дверь

Через полтора года после открытия студии «ДА» появилась театральная студия «Антракт» для взрослых. Андрею как режиссеру хотелось видеть на сцене спектакли, которые смогут сыграть люди с жизненным опытом. И по сути он возродил идею народного театра, о котором в Норильске активно говорили лет 15 назад.

– Здесь с названием проще. Первый акт спектакля, мы в напряжении, смотрим, события начинают развиваться. Кульминация, и нам дают отдохнуть, переключиться, – рассказывает Андрей. – «Антракт» – это как раз переключение из рабочей жизни, повседневности – в искусство. Когда люди приходят в искусство, они сразу оказываются в другом мире. Я постоянно на репетициях говорю: всю свою жизнь, все проблемы оставляем за дверями. Стараюсь это привить, чтобы не смешивалось одно с другим.

Люди приходят разные. И кастинг среди них не проводится. В процессе обучения некоторые уходят сами.

Основной возраст до 55 лет. Приходят потому, что когда-то мечтали играть в спектаклях, стать уверенными в себе.

Но, в отличие от детей, для взрослых все оказалось гораздо сложнее.

– По молодости я думал, что со взрослыми людьми можно ставить что угодно. Но, к моему удивлению, реальность разошлась с этим сценарием, – делится опытом Андрей. – Первые два года я старался просто с ними заниматься: этюды, чтение классической русской и зарубежной драматургии. Вроде взрослые должны быть увереннее детей, но они полная противоположность детям: тем достаточно двух месяцев, чтобы вырасти, а взрослые все еще не в своей тарелке.

– Каждый раз борюсь с их внутренними зацепами и установками. Дети легкие в восприятии: только они чуть-чуть начинают доверять, дверка в их внутренний мир открывается все шире и шире с каждым занятием, – объясняет режиссер. – У взрослых это заржавевшая железная дверь, которая открывается со скрипом. Я даже ввел психологические приемы, сейчас это практикуется в современном театре: предлагаю каждому сделать этюд на то событие в их жизни, которое оставило травму. Одну из таких историй хорошо показала женщина: у нее хотели забрать ребенка, когда она родила. Были искренние слезы, у нее получилось. И такая проработка с каждым.

Так постепенно набралась труппа из 15 человек. Помимо них, некоторые взрослые приходят заниматься просто для себя.

Кстати, в этом году студия «Антракт» сделала большой шаг вперед: она будет показывать спектакли ежемесячно. В ноябре – «Теща браку не помеха».

Идти дальше

В прошлом году «Антракту» удалось выбраться в Красноярск на краевой конкурс «Рампа» со своей «Свадьбой». Спектакль получил высшую награду среди любительских театров.

Всего за три года у «Антракта» появилось шесть основных больших спектаклей.

В основном спектакли студий «ДА» и «Антракт» проходят в малом зале ГЦК. И не зря: камерность усиливает атмосферу уюта и диалога артистов и зрителей. Но и в большом зале ГЦК артисты тоже выступают.

– Я учу детей и взрослых и при этом сам учусь. Они учат меня, – уверенно и спокойно говорит Андрей. – За 5 лет в моей режиссерской копилке 12 спектаклей. Амбиции растут. Нам всем хочется идти дальше и быть профессионалами своего дела.

Очередной творческий рывок у Андрея Дустимова произойдет в январе 2025 года. В Новосибирске он будет работать с профессиональными актерами. Молодой режиссер будет с ними не просто ставить «Трамвай «Желание», а адаптировать под них постановку, которую уже показывал вместе с дустимовцами.