Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
24 октября, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
24 октября, вс

Горшочек, лепись, или Как создать посуду своими руками

7 апреля 2021
11

Лепка из глины – искусство древнее и уважаемое. Сами знаете кто из ребра Адама Еву слепил. И понеслось. В наши дни гончарное дело отнюдь не утратило популярности.

Причин для этого масса. Во-первых, это красиво. Можно создать, что душа пожелает: посуду, бижутерию, игрушки, оригинальный подарок – в общем, полный полет фантазии. Есть у глины и чисто терапевтический эффект – работа с ней успокаивает и умиротворяет, что немаловажно в наше полное стрессов время. Вот и мы решили испытать на себе каково это – лепить посуду своими руками. Рассказываем, что вышло.

Готовимся из куска глины создавать «шедевр»/ Фото: Виктор Иванов

Глиняный хэнд-мейд

Лепка из глины в Норильске – увлечение не самое распространенное. Глины у нас нужной нет – ее приходится ввозить с материка, а это большие затраты. Елена Белалова, основатель гончарной школы, в которой мы и учились лепке, раз в полгода ввозит тонну судоходным путем. Говорит, самолетом – не вариант. Из-за дороговизны. А глина нужна специальная – ее поставляют с Донбасса через Питер.

- Глина приходит в жестких брикетах, - рассказывает Елена. - Мы ее разделяем по кусочкам и заматываем в мокрую ткань на сутки - так она у нас напитывается водой, затем переминаем в брикеты. А их мы используем в мастер-классах.

Елене 34 года, и свою школу керамики она открыла пару лет назад. До этого работала фотографом в СМИ, пресс-службе и даже занималась рекламой. Но захотелось чего-то для души. Как-то в отпуске в Калининграде сходила на мастер-класс по лепке из глины. И загорелась – такая мастерская нужна и в Норильске.

- Мне нравится все, что можно делать руками, - признается Елена, пока мы готовимся к лепке своего собственного горшочка. - У нас таких мастерских никогда не было. А это расслабляющий процесс, особенно после работы, если, допустим, человек с 9 до 18 каждый день в офисе - прийти к нам после этого самое то. Открыли мы нашу мастерскую вместе с мужем. У мужа есть основная работа, он инженер по пожарной безопасности. Но мне очень помогает – ремонт сделал своими руками. Вот планируем второй зал для мастер-классов открыть.

Конечно, Елена прежде, чем свою мастерскую керамики запустить, - обучилась у признанного народного мастера. Был серьезный интенсив в течение месяца. Пока мастерскую запускали, девушка нарабатывала опыт. И получилось. А теперь Елена и нас научила.

Выращиваем конус/ Фото: Виктор Иванов

Газ и тормоз на гончарном круге

В мире существует множество техник лепки: скатывание жгутов (колбасок), мозаика (выдавливание формочками), филигрань (на основу накладываются кусочки цветной глины), «соленая» техника (изделие обсыпается солью). Мы начинаем с самого простого и пробуем создать обычную плошку.

Важно - за гончарным кругом надо сидеть ровно. У него две педали – газ и тормоз. Берем небольшой кусочек глины и плотно придавливаем к гончарному кругу лепешкой, размазываем. Сверху кладем небольшой колобок глины и хорошенько прижимаем, чтобы прилип, – это наша будущая посуда. Затем плавно «газуем» и набираем скорость.

Затем начинается процесс центровки – он позволяет выгнать лишние пузырьки из глины. Мочим руки и наливаем воду на сам комочек. Локти при этом ставим плотненько на ноги. С двух сторон ладонями поджимаем комок, и он потихоньку начинает расти вверх. Задача – вырастить конус. Затем конус нужно опустить, а потом опять поднять – и так несколько раз, чтобы ненужный воздух полностью вышел.

Придаем форму нашему горшочку/ Фото: Виктор Иванов

Затем наш кусочек выравниваем в шайбочку, из которой будем формировать само изделие. Если кусочек глины на круге болтается, значит в нем еще остался воздух. Сбрасываем скорость и прокалываем дно и стеночки нашего изделия - указательным пальцем ныряем в центр, только не до самого конца, чтобы осталось дно. И дальше пальцем с усилием на себя раздвигаем стеночку. Не забываем постоянно смачивать руки, как только начинает сохнуть изделие. Придаем изделию нужную форму.

Как только мы добились желаемой формы, убираем всю ненужную глину специальным скребком. Берем губку и промакаем внутри и снаружи всю влагу. Затем останавливаем круг.

Берем леску, натягиваем ее, прижимаем к кругу и движением от себя проводим под изделием. Затем аккуратно передвигаем изделие к краю и сдвигаем на ладонь. Готовое изделие ставим на гипсовую подставку и феном проходимся по нему со всех сторон, чтобы немного подсушить его. Изделие без проблем отходит от гипсовой подставки, и мы можем его переворачивать и крутить в руке. Берем готовое изделие, переворачиваем его на руку, в другую руку берем чистую влажную губку и протираем со всех сторон, чтобы придать гладкую форму и избавиться от всех острых углов. Гипсовую подставку тоже протираем от остатков глины. Затем переворачиваем изделие и на дне шилом оставляем «автограф» – имя и дату. Теперь наша посуда будет неделю просыхать. А затем – на обжиг. Обжигают его в школе только мастера.

Убираем все лишнее/ Фото: Виктор Иванов

Елена использует для этого муфельные печи, они установлены в отдельном помещении, которое она арендует.

- Изделие отправляется в печь на первый обжиг, температура - 980 градусов. Этот обжиг называется утильный или бисквитный. Он занимает 2 дня, в течение которых изделие планомерно обжигается и остывает. Потом мы покрываем изделие глазурью. Делаем это сами, поскольку работа с глазурью сложна, для нее нужен опыт, с первого раза может не получиться. Потому что глазурь - не краска, а жидкое стекло. И когда она накладывается, не видно сколько слоев. Если слоев будет больше, чем надо, то кружка лопнет. Если меньше, то она будет с проплешинами. После того, как покрываем глазурью, следует второй обжиг - глазурный на температуре 1050 градусов. Он тоже длится 2 дня. После него изделие готово.

… Что ж, процесс создания нашей посуды оказался непростым. Без помощи мастера никак – трудно определить момент, когда достаточно раздвигать стенки посуды. Но в целом все очень увлекательно – счет времени за гончарным кругом абсолютно теряется. И да, такое увлечение определенно успокаивает и настраивает на гармонию. Так что – добро пожаловать в гончары!

За помощь в подготовке материала благодарим Елену Белалову и гончарную школу «Колокол».