Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
24 октября, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Норильск
24 октября, вс

Норильские дайверы проверили городскую легенду о затонувшем на озере Лама самолете

11 мая 2021
54

Историю о том, что в середине 70-х на озере Лама затонул Ан-2, знают многие норильчане. Но было ли это на самом деле? 

О том самом АН-2 практически ничего неизвестно - документов и координат не существует. Однако норильские дайверы решили проверить городскую легенду и отправились в экспедицию.

Караван дайверов собрался в путь на Ламу, искать самолет


«Вот и закончилась наша зимняя 4-х дневная экспедиция на озеро Лама. Одно из самых красивейших мест на плато Путорана. Нашей целью было исследовать акваторию подо льдом в поисках самолета Ан-2 в местах, где предположительно он затонул в 70-х годах во время шторма. В поисках, помимо погружений, использовали телеуправляемый подводный аппарат ГНОМ. Погружения проводили в двух локациях: Южный Нералах и перешеек озера Капчук. К сожалению наши труды не увенчались успехом, но зато мы твердо решили вернуться сюда и повторить поиски летом! Спасибо всем участникам и тем, кто помог сорганизовать данную поездку. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество», - написал в социальных сетях руководитель дайв-клуба «Норд» Евгений Бабич.

И на вопросы норильчан, где можно узнать подробнее про этот случай крушения самолета, добавил: «Боюсь, что нигде. Подробнее можно узнать, когда мы его найдем».

Далек ли путь от задумки до реального дела и что же все-таки увидели и узнали участники погружения, мы решили узнать у организатора экспедиции Евгения Бабича.

Группа поисковиков – 12 человек

- Евгений, когда вы впервые услышали о затонувшем самолете и как долго шли к его поиску?

- В 2010 году я впервые попал на озеро Лама и там в разговорах «за чашкой чая» впервые услышал про затонувший самолет. А потом несколько раз слышал эту историю от разных людей. Года три назад случайно встретил на улице знакомого, с ним был его родственник Владимир Уланов. Владимир Иванович давно уехал из Норильска, но каждый год, с апреля до сентября, приезжал на Ламу как раз в районе Южного Нералаха. Я в шутку спросил у него про самолет и неожиданно ответил: «Да он у меня под носом лежит». И хотя самолет он не видел, все же договорились летом поехать к нему, на его базу на Ламе. Однако экспедицию собрать не удалось, были заняты другими поисками, но получилось приехать на один день, я же обещал. И Владимир Иванович показал место, где, по его мнению, находится самолет. Мы отправились проверить это место эхолотом, но сломался катер и мы начали нырять вслепую. Наткнулись на огромное дерево с корнями, которое силуэтом напоминало самолет, корни были опутаны сетями, возможно, отсюда и слухи, что сети цепляются за пропеллер. И на эхолоте похоже на самолет. Дерево я снял на видео, Уланов расстроился. А через неделю на это место вернулся мой товарищ, он все же исследовал это место эхолотом и посчитал, что дерево само по себе, а рядом, глубже, есть еще что-то, и возможно, это и есть самолет. В прошлом году Владимира Ивановича не стало, но он все же успел показать предполагаемое место, где полвека назад, предположительно, затонул самолет.

- Почему вы отправились на поиски не дожидаясь лета, 30 апреля, по сути, зимой?

- Мы можем погружаться на глубину до 40 метров и находиться под водой 30-50 минут. Если самолет глубже и если времени не хватит, то мы опять ничего не увидим. Телеуправляемый аппарат опускается на глубину до 150 метров и может находиться в воде сколько надо. Поэтому поехали зимой, когда можно «забуриться» в любом месте и начать работу. Но нам не повезло. Увидели только налимов. И погружения тоже ничего не дали.

- Тем не менее, вы решили повторить экспедицию на это место и даже дату назначили, 30 июля.

- Да, мы планируем провести здесь еще пять дней и еще раз, очень подробно, обследовать дно эхолотом. Даже если мы найдем самолет, он останется на дне, будет «приманкой» для туристов-дайверов.

Пока удалось обнаружить только налимов, но разгадать загадку дайверы все-таки намерены

- А есть еще городские легенды, которые вам хочется проверить?

- Есть еще две истории, но заранее озвучивать их не буду, надо их проработать. Скажу только, что одна из них связана с этим же местом, Южным Нералахом. По данным местных краеведов, здесь находилось стойбище древних людей и не исключено, что под водой могло что-то сохраниться. При любом удобном случае поныряем там, посмотрим.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

На поиск самолета в апреле 2021 года отправились 12 человек.

Людей и грузы доставили на двух трэколах, вездеходах на пневмоколесах, и шести снегоходах.

От моста через Норилку до места погружения на озере Лама – 140 километров.

Чтобы не перегружать технику, взяли только самое необходимое: 350 кг - топливо для снегоходов, плюс водолазное снаряжение, оборудование для подводной съемки, продукты.

КСТАТИ

Олег Крашевский, коренной норильчанин:

- Я знаю другую историю о затонувшем на Ламе самолете. Лет 8-10 назад у перешейка на Капчук утонул катер и его хозяин договорился с МЧС на поиски с помощью эхолота. И недалеко от берега эхолот показал контур самолета. В Норильском авиапредприятии подтвердили, что был такой затонувший самолет в 70-е годы. Тогда на Капчуке работала экспедиция Ботанического института Академии наук, они прилетели на этом самолете, пришвартовали его и пешком ушли на Капчук. Во время шторма самолет оторвало, и он тут же ушел на глубину. Но так ли это было – тоже не могу поручиться, в поисках катера я не участвовал, думаю, более достоверной информацией владеют участники тех событий.

Что касается самолета на Южном Нералахе, который принесло во время шторма с центральной Ламы, мне кажется, это маловероятно. Там много людей, они могли видеть, что самолет оторвало и куда его понесло. Но никто не видел. История странная. С другой стороны, в то время было много ЧП с самолетами и вертолетами, но их старались замять, спустить на тормозах. Например, один такой затонувший самолет находится в устье реки Горбита, я его видел и знаком с охотником, который на нем летел. Самолет был перегружен, летчики решили взлетать поперек реки, и в момент взлета одна из собак побежала в хвост, охотник – за ней, хвост просел, самолет зацепился за крутой берег и упал. Это был примерно 1980-82 год, самолет лежит там до сих пор. Все люди выжили, ЧП замяли.